Вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

25 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесен ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Новая редакция КоАП РФ содержит важные изменения правил назначения административного наказания, в частности:
правило о замене административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, теперь распространяется не только на некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, их работников, но и на других лиц (имеются исключения; см. части 2, 3 статьи 3.4, части 1, 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ);
уточняется правило назначения административного наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случае, если предусмотренный санкцией размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы: при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф назначается в минимальном размере, установленном за совершение соответствующего административного правонарушения (имеются исключения; см. часть 3.4-1 статьи 4.1 КоАП РФ).
 
Изменения коснулись также исполнения постановления о назначении административного наказания, в частности:
предусмотрена возможность уплаты административного штрафа за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в размере половины назначенной суммы в течение двадцати дней со дня вынесения постановления по делу (имеются исключения, см. часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ);
с одного месяца до шести месяцев увеличивается возможная продолжительность отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение такого постановления невозможно в установленные сроки (см. часть 1 статьи 31.5 КоАП РФ).
 
Кроме того, закрепляется общее правило о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, а также предусматриваются исключения из данного правила (см. части 3.1 - 3.4 статьи 28.1 КоАП РФ).
 
Помимо этого, поправками устанавливается, что должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, когда Кодексом предусмотрено назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (см. часть 8 статьи 22 КоАП РФ).