Пресс-релиз. Четвертый судебный состав.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальными услугами понимается деятельность Исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых инстанциях.

В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с ч.9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением РЭК УР от 17.12.2013 № 21/8 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы» (МО «Город Ижевск») для категории «население»:

-   на 1 полугодие 2014 года в размере 1368,80 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию). 11.62 руб./куб. м (компонент на холодную воду);

-   на 2 полугодие 2014 года в размере 1426.33 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию), 12,10 руб./куб. м (компонент на холодную воду).

Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.

В настоящее время, в производстве Арбитражного суда Удмуртской Республики находится на рассмотрении значительное количество споров между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг  по вопросу правомерности  ими расчетов за  период 2014года с учётом  распоряжения Правительства УР от 27.01.2014 № 38-р «О временных мерах по организации расчётов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению».

Согласно формуле, изложенной в распоряжении Правительства УР от 27.01.2014 №38-р стоимость горячей воды рассчитывается как сумма -тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом. Указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту.

В спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не был утвержден, жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в управлении, не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту, соответственно на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по оплате приобретаемого им ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в домах граждан-потребителей. 

Учитывая длительный период правовой неопределённости  разрешения данного вопроса, считаем необходимым проинформировать, что, в рассматриваемой ситуации, полагаем правильным применение в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг рекомендаций по порядку определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленных распоряжением Правительства УР от 27.01.2014 №38-р «О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению», которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.

Следует отметить, что  правовая неопределенность в данном вопросе не должна приводить к нарушению прав конечных потребителей, добросовестно исполнивших свои обязательства по оплате ресурса по тарифу, который действовал в спорный период, применялся при расчетах с населением. Межтарифная разница, возникшая у исполнителя коммунальных услуг в случае применения ею двухкомпонентного тарифа, не может быть компенсирована за счет граждан потребителей.

Правовая позиция суда по данному вопросу поддержана в судебных актах  судов вышестоящих инстанций.

Сервис временно не доступен