Пресс-релиз: выкуп земель сельскохозяйственного назначения

Пресс-релиз второй судебный состав февраль 2015 года

Неиспользование предоставленного в аренду земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с его целевым назначением является нарушением условий приватизации, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и влечет отказ в приобретении земельного участка без проведения торгов по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации.

 Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

В соответствии со статьями 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

По смыслу вышеприведенных норм приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов предполагает использование арендатором этого  участка на основании договора аренды не менее трех лет в соответствии с его целевым назначением и направлено на поддержание развития сельскохозяйственной деятельности на земельных участках, предназначенных для сельскохозяйственного производства.

В ином случае, исключение конкурсных процедур при приватизации находящихся в публичной собственности земельных участков означало бы обход закона (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков.

Сервис временно не доступен