28.02.2014г. Пресс-релиз. Второй судебный состав. Кадастровая стоимость земли

Пресс-релиз второй судебный состав февраль 2014 года
 
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены правообладателем или иными заинтересованными лицами в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его кадастровой стоимости в размере рыночной.
 
С учетом правовых позиций, сформулированных в постановлениях президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11 и от 25.06.2013 №10761/11, определении от 06.12.2013 №ВАС-13839/13, требование  об  установлении  размера  кадастровой стоимости земельного участка имеет своим предметом изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание  действий этого органа, в связи с чем  указанное требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и определяется на дату, которая использована оценщиком, осуществившим публичную кадастровую оценку.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления физическими и юридическими лицами, являющимися правообладателями  земельных участков на  момент подачи иска (собственниками, арендаторами, обладателями прав  постоянного (бессрочного) пользования), а также иными заинтересованными лицами, в качестве которых могут выступать органы местного самоуправления.
Ответчиком по данной категории спора является орган регистрационного учета – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице территориального филиала (далее – кадастровая палата), уполномоченное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на ведение государственного кадастра недвижимости.
Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие функции по распоряжению землями, находящимися в публичной собственности, привлекаются к участию в деле в качестве третьих лиц в случае установления кадастровой стоимости земельных участков переданных в аренду.
Кроме того, органы местного самоуправления вправе оспаривать решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по обращению собственников земельных участков, поскольку результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
По делам об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в качестве ответчиков выступают комиссия и кадастровая палата, поскольку рассмотрение арбитражным судом заявления об оспаривании решения комиссии не ограничивается проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующего решения, а включает проверку законности и обоснованности принятого решения, с точки зрения оценки судом по существу доводов и доказательств относительно действительной рыночной стоимости объекта недвижимости. Результатом рассмотрения таких дел также является установление кадастровой стоимости равной рыночной.
Необходимыми доказательствами при установлении в исковом производстве кадастровой стоимости земельного участка являются отчет независимого  оценщика, составленный по основаниям и в порядке предусмотренными Федеральным законом «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации», а также положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков о соответствии представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка, хотя и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, тем не менее, заявленные требования в сугубо процессуальном смысле не являются спорными, поскольку достоверность кадастровой оценки земельного участка предметом спора не является и кадастровая палата является ответчиком по таким спорам исключительно в силу возложенных на нее функций по ведению государственного кадастра недвижимости. Учитывая, что ответчик не является лицом, оспаривающим или нарушающим права истца, считать ответчика проигравшей стороной по делу нельзя, поэтому по смыслу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы не подлежат отнесению на ответчика.
Правовым последствием пересмотра кадастровой  стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости является то, что с момента вступления  в законную силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность  внести  в кадастр установленную этим актом рыночную стоимость земельного участка.  С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и применяется в новом,  измененном, виде.  Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время и, как правило, не имеет ретроактивного действия.
Сервис временно не доступен