Информация для СМИ о результатах работы Арбитражного суда Удмуртской Республики за 2009 год

2009 год для Арбитражного суда Удмуртской Республики был сложным во всех отношениях. В связи с экономическим кризисом резко увеличилось поступающее на рассмотрение количество дел, что подтверждается следующими статистическими данными. В 2009 году в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило 20786 исковых заявлений и заявлений (2008г. - 13434, 2007г. - 11147, 2006г. - 10393). Увеличение по сравнению с 2008г. составило 7352 дел или 54,7 %. Из них принято к производству 19948 дела, в то время как в 2008г.-12670, 2007г. - 10467, 2006г. – 9695. Рост по сравнению с 2008год составил 54,7 %. Это привело и к увеличению разрешенных судом дел. Если в 2006 году судом было рассмотрено 10768 дел, в 2007г. - 10432 дела, в 2008г.-12098 дел, то в 2009году - 18197 дел, т.е. на 50,4% больше, чем в 2008г. К компетенции арбитражного суда отнесены и дела о несостоятельности (банкротстве), в рамках которых рассматривается множество заявлений и требований, разрешение части из них требует коллегиального рассмотрения. За 2009г. рассмотрено 491 дело о банкротстве. В их рамках было рассмотрено 2976 заявлений и требований (2008г.-1957).

Всего по суду рассмотрено 22968 исков и заявлений. Нагрузка на 1 работающего судью составила в 2009году 79,2 дела в месяц (2008г. - 51,4 дела, 2007г. - 44 дела).

Не секрет, что в 2006-2007г. многие организации производили расчеты путем взаимозачетов, различного рода обменных операций, что в ныне сложившейся экономической ситуации стало невыгодным. Субъекты предпринимательской деятельности отдают приоритет денежным расчетам, ужесточая контроль за их сроками. Данными факторами объясняется рост расчетных дел по договорам на оказание возмездных услуг (с 913 в 2008г. до 2489 в 2009), коммунальных услуг( с 390до 784), подряда (с 467 до 1072), споров между страховыми организациями по суброгации (с 86 до 711). Прогноз на значительное увеличение количества дел по договорам займа и кредита, которое предполагалось в 2009г., не оправдался. Здесь резкого увеличения дел не наблюдается.

В 2005-2007годах наблюдался рост административных и иных споров, возникающих из публичных правоотношений, с 2008года резко увеличилось количество гражданских споров. В процентном отношении увеличение количества административных производств составило 3,6 %, а гражданских-96,4%.

Экономический кризис потребовал от участников предпринимательской деятельности обратить внимание на качество заключаемых договоров. Не секрет, что от уровня организации и ведения договорной работы во многом зависит получение ожидаемых от деятельности результатов, перспективы защиты своих интересов в суде, да и деятельность любого субъекта гражданского оборота в целом. Грамотное ведение договорной работы может предотвратить многие возможные ошибки и споры, помогает сэкономить денежные, временные и людские ресурсы субъекта договорной работы, что в нынешних условиях является весьма актуальным. О повышении внимания к этому участку правовой работы свидетельствует увеличение на 44,9% рассмотренных в суде преддоговорных споров, на 77,4% исков о признании сделок недействительными, на 53% об изменении и расторжении договора.

Об активности государственных контролирующих органов и качестве их работы могут свидетельствовать показатели количества рассмотренных в судах заявлений об их оспаривании и их удовлетворяемости. За 2009г. в Арбитражном суде Удмуртской Республики более чем в 5 раз возросло количество заявлений об оспаривании нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления (с 4 до 22), при этом удовлетворено 45%. Если в 2008г. в суд обжаловано 48 решений антимонопольного органа (удовлетворено-39,6%), то в 2009г. их рассмотрено 61, но удовлетворено -32,8%. Несмотря на увеличение жалоб на действия судебных приставов-исполнителей с 124 в 2008г. до 193 в 2009г., процент их удовлетворения снизился с 19% до 9%, при чем, их значительная часть представляет собой заявления об уменьшении исполнительского сбора. Вместе с тем увеличилось количество заявлений об оспаривании ненормативных актов государственных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления. Если в 2008г. судом было рассмотрено 22 заявления о признании незаконным ненормативных актов государственных органов субъекта Российской Федерации и 42 по актам органов местного самоуправления, то в 2009г. соответственно 36 и 47. При этом обращает на себя внимание тот факт, что если в 2008г. по первой группе решений удовлетворено 50%, по второй-19,1%, то в 2009г. соответственно 36,1%, и 38,3%.

Относительно административных споров, связанных с привлечением к административной ответственности, можно констатировать, что их рост в 2009г. незначителен. С 515 до 560 увеличилось количество заявлений об оспаривании постановлений административных органов и с 268 до 280 о привлечении к административной ответственности. При этом следует обратить внимание на достаточно высокий уровень отмен постановлений административных органов, В 2008г. было удовлетворено 50% таких заявлений, в 2009г.-48,2%. Одновременно уменьшается количество удовлетворенных заявлений административных органов о привлечении к административной ответственности. В 2008г. удовлетворено 75,4%, в 2009г.-66,8%.Данные показатели свидетельствуют о наличии нарушений, допускаемых административными органами при привлечении к административной ответственности.

Этому способствовала и большая работа, проводимая в суде по обобщению судебной практики, анализу причин отмен и изменений судебных актов. За 2009г. было проведено 9 подобных обобщений. Работники суда принимали активное участие в обсуждении проблемных вопросов, возникающих в практике работы арбитражных судов Уральского округа. Проводилась большая работа по повышению квалификации, как судей, так и аппарата суда. За 2009год по предварительным данным процент отмененных судебных актов к общему количеству рассмотренных дел составил в апелляции около 2%, в кассации около 0,7%. Это меньше чем в 2008г. и 2007г.

В работе суда значительное внимание уделялось контролю за сроками рассмотрения дел. На еженедельных оперативных заседаниях, председатели коллегий докладывали о состоянии приостановленных и просроченных рассмотрением дел, для выравнивания нагрузки своевременно проведено перераспределение дел между коллегиями. Это дало положительные результаты, суду удалось улучшить положительные показатели предыдущих лет. Просрочка в рассмотрении дела составила в 2009г.- 3,8% (2008г. - 4,1%, в 2007г.- 4,5%, 2006г.- 5,5%). При этом по основной части просроченных рассмотрением дел, причинами просрочки являются возникшая в процессе рассмотрения дела необходимость замены судьи, ответчика, привлечение к участию в деле второго ответчика, третьих лиц, принятие к рассмотрению встречных исков. По итогам 2009года удалось уменьшить количество приостановленных производством дел до 92 (2008г.-111). Положительное значение в этом имело постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств».

В 2009году много сделано для реализации принципа прозрачности и доступности правосудия. Арбитражный суд Удмуртской республики открыл свой сайт в сети «Интернет». На страницах сайта размещается важная информация для участников процесса, связанная не только с рассмотрением дел, но и с порядком обращения в суд, судебной практикой. Проводилось несколько сеансов видео-конференцсвязи с Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, посвященным как обсуждению вопросов судебной практики, так и итогам работы. В суде открыто два информационных киоска, где участники процесса оперативно могут получить информацию о дате и времени судебных заседаний, принятых судебных актах, организации работы суда.

В 2009году арбитражный суд работал в условиях интенсивного обновления законодательства, связанного с правовым регулированием предпринимательской деятельности, процессуальных норм.. Так, с 21.10.2009г. введены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. К подведомственности арбитражных судов отнесены все корпоративные споры, в том числе с участием граждан. Одновременно изменены многие нормы корпоративного законодательства, что потребует от судей большой ответственности, четкости в работе, поскольку любой корпоративный конфликт влечет негативные последствия как для экономической деятельности, так и социальной и психологической обстановки коллектива работников корпорации. Например, если ранее внеочередное собраний акционеров (учредителей) могло проводиться группой акционеров (участников) самостоятельно, что нередко приводило к ситуации «двоевластия» и множеству корпоративных споров, то в настоящее время таким лицам потребуется обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении юридического лица созвать общее собрание. Такое исковое заявление должно быть рассмотрено судом в течение одного месяца. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусмотрел возможность обращения в суд и с заявлением о защите прав и законных интересов других лиц, являющихся участниками одного с истцом (заявителем) правоотношения. Данная категория дел для суда будет абсолютно новой. Значительные изменения в 2009г. внесены в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который за год изменялся пять раз. Так, расширены основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей, собственников) предприятий – должников, введены дополнительные основания для признания недействительными не только сделок, но и действий, который заключал (осуществлял) должник до подачи в отношении него заявления о банкротстве. При этом можно констатировать, что повышение законодателем ответственности конкретных должностных лиц (учредителей) за совершаемые ими действия, которые привели к банкротству, является своевременным и оправданным.

Подводя итоги 2009года можно сказать, что предстоящий год будет для суда сложным. Однако, коллектив будет стремиться к тому, чтобы обеспечить своевременную и качественную защиту прав и законных интересов участников процесса, понимая что этим определяется смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Сервис временно не доступен