Интервью председателя Арбитражного суда УР в журнале "Деловая репутация"

Зеркало экономики

Разрешением экономических споров хозяйствующих субъектов на территории нашего региона занимается Арбитражный суд Удмуртской Республики. Его председатель Алексей Ермолин рассказал в интервью нашему журналу о том, с какими вопросами сегодня обращаются к третьей власти в поисках правосудия субъекты экономики.

Будем знакомы

- Алексей Леонидович, так получилось, что это ваше первое развернутое интервью для СМИ… Расскажите нашим читателям немного о себе - когда и где родились, что окончили, кем работали до назначения на сегодняшнюю должность?

- Родился в 1963 году в Удмуртии, на станции Угловой, что недалеко от Ижевска. Служил в армии, в 1989 году закончил юридический факультет Удмуртского госуниверситета. Непродолжительное время работал в объединении «Удмуртагропромстрой», затем был назначен судьей Завьяловского районного суда, отработал там 12 лет (последние два года руководил судом). С 2001 года в течение пяти лет - судья Верховного суда УР. Затем поступило предложение возглавить Арбитражный суд. С октября 2006 года работаю в должности председателя суда, где собран замечательный коллектив квалифицированных судей.

Число дел растёт

- Недавно в Арбитражном суде Удмуртской Республики состоялось совещание по итогам работы за 2008 год. Какое количество заявлений поступило за этот период, сколько дел было рассмотрено, каково число вердиктов, которые были обжалованы сторонами, каков процент отмены принятых судьями решений в апелляционной и кассационной инстанциях? Какие тенденции по этим показателям наблюдаются в последние годы?

- Количество и характер споров, поступающих в суд, - точный индикатор процессов, происходящих в нашей экономике. В относительно стабильных 2006 и 2007 годах Арбитражный суд УР рассмотрел примерно по 10500 дел, в 2008-м - более 12000, то есть произошел существенный рост обращений в Арбитражный суд, а следовательно, и нагрузки на судей. Увеличивается количество как административных, так и гражданских дел. Причем это не все количество исков, с которыми нам приходится работать. Заявлений поступает гораздо больше - например, в 2008 году их было 13400 (в 2007 году - 11000). Часть из них остается без движения, затем возвращается заявителям, если не исполнены требования в части оплаты госпошлины, правильности оформления документов и т. д.

Мы уделяем большое внимание таким показателям, как сроки и качество рассмотрения дел, поскольку стороны обоснованно надеются на своевременное и правильное разрешение их спора. Согласно статданным, в 2008 году нарушение сроков рассмотрения дел составило 4,1%. Много это или мало? Скажем, в 2007 году этот показатель составлял 4,5%, а в 2006-м - 5,1%, то есть положительная тенденция налицо, но есть и большие резервы для улучшения работы.

Причины нарушения сроков различны. Часто это отложение рассмотрения по ходатайству стороны. Процессуальным законом определен месяц (со дня окончания подготовки дела) на рассмотрение гражданского и 10 дней - административного дела, но суду всегда сложно отказать одной из сторон, которая просит отложить дело, чтобы представить дополнительные доказательства. Если в этом случае формально относиться к соблюдению сроков, можно лишить стороны права на обоснование своей позиции, и вынесение законного и справедливого решения будет под вопросом. При рассмотрении части дел выясняется необходимость привлечения к процессу новых лиц. Они вправе сформулировать свое отношение к рассматриваемому спору, а на это тоже необходимо время…

Законность решений Арбитражного суда УР проверяют апелляционная инстанция - Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Перми и кассационная - Федеральный арбитражный суд Уральского округа в г. Екатеринбурге. Качество работы можно оценить, сравнив количество рассмотренных и отмененных дел. В 2007 году в апелляцию поступило 1430 жалоб, в 2008-м - 1645. В кассацию в 2007 году поступило 885 жалоб, в 2008-м - 822. С учетом отмененных дел процент качества в истекшем году составил 2,9% в суде апелляционной инстанции и 0,9% в кассационном суде. Впрочем, для нас важны не сами эти цифры, а права и интересы организаций, индивидуальных предпринимателей, которые стоят за ними.

Причин же отмены принятых решений несколько. Это может быть неправильное, на взгляд вышестоящего суда, применение норм материального права, то есть неверное применение закона, который регулирует спорные правоотношения, или несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, встречаются и допущенные в ходе рассмотрения процессуальные нарушения (например, нарушение прав лица на участие в рассмотрении дела, непривлечение к участию в деле лиц, чьи права затрагиваются судебным решением, и т. д.).

Иногда, если говорить о процессуальных нарушениях, стороны злоупотребляют своими правами, уклоняются от получения определения суда о назначении дела к разбирательству, применяют всякого рода уловки, которые не позволяют с достоверностью подтвердить получение стороной соответствующих извещений…

Следует заметить, что отмена решений происходит и в связи с отказом от иска и заключением мирового соглашения в вышестоящем суде. У истца и ответчика есть такие права и в суде первой инстанции, но они не всегда своевременно пользуются правом «на мировую».

Договор дороже денег

- Экономика России и региона, к сожалению, не осталась в стороне от мирового финансового кризиса. Вы ожидаете в связи с этим роста числа обращений в арбитраж?

- Если сохранится тенденция поступления новых заявлений в январе-феврале текущего года, то предположительно в 2009 году суду предстоит рассмотреть 15-16 тысяч дел, то есть произойдет рост до 25%. Финансовая нестабильность становится предпосылкой для увеличения количества экономических споров. Вследствие нехватки оборотных средств предприятия, часто по объективным причинам, не способны исполнить существующие обязательства, и, естественно, кредитор вынужден обращаться в Арбитражный суд.

Однако поступление дел увеличивается не по всем категориям. В частности, с начала года резко сократилось поступление дел по жалобам на действия налоговых органов, поскольку, в связи с изменениями законодательства, с 1 января 2009 года обязательным условием для обращения в суд является предварительная жалоба в вышестоящий налоговый орган.

- По каким делам наиболее часто встречаются споры в практике Арбитражного суда УР - в гражданских правоотношениях, административных и иных публичных?

- Самая большая категория дел - споры о признании сделок недействительными, их рассматривает гражданская коллегия. В административной коллегии большая часть дел связана с применением налогового законодательства, а также с оспариванием решений административных органов и взысканием обязательных платежей и санкций.

Сыр-бор на рубли и миллионы

- Из-за каких сумм обычно судятся? Наверное, «из-за копеек» к вам никто не ходит?

- Арбитражный суд рассматривает дела на десятки и даже сотни миллионов рублей, возникающие как из отношений хозяйствующих субъектов между собой, так и из требований налоговых органов. Однако были единичные примеры споров о взыскании 10 рублей. Суд не мог отказать истцу в принятии его заявления, хотя экономически рассмотрение такого спора совершенно не оправданно.

- Обратиться в Арбитражный суд с иском может любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. А какая доля приходится на успех в процессе истцов и ответчиков? Как часто при рассмотрении дел с участием госорганов (налоговой службы, фондов, антимонопольного ведомства и других) решения принимаются в пользу предприятий и граждан?

- Право на обращение в Арбитражный суд, действительно, имеет любое юридическое лицо или предприниматель, но только в том случае, если спор заявлен к другому хозяйствующему субъекту, государственным, муниципальным органам и он носит экономический характер.

Конституцией РФ гарантировано равенство прав всех форм собственности, поэтому никаких преимуществ у государства в спорах с предприятиями и предпринимателями нет. Суд при вынесении решения руководствуется требованиями закона. Например, в прошлом году удовлетворено порядка 25% жалоб на действия федеральной антимонопольной службы, почти половина - на действия налоговых органов. Всего в 2008 году судом было удовлетворено 63% всех заявленных исков, поданных жалоб и заявлений.

- Как вы оцениваете ситуацию с кадровым обеспечением Арбитражного суда УР? Часто ли вам лично приходится вести судебный процесс, какие это дела?

- Штатным расписанием в суде предусмотрено 33 ставки судьи. Фактически сейчас работают 31, двое находятся на стадии назначения. Вакансии заполняем теми, кто отвечает всем квалификационным требованиям. Когда принимаем на работу секретаря, помощника судьи, уже смотрим на него как на возможного будущего кандидата на должность судьи. Работа в коллективе позволяет оценить профессиональные и личные качества. Хотя есть у нас интерес и к тем, кто занимается преподавательской, научной деятельностью.

Я рассматриваю в год порядка 40-50 дел, обычно это споры, вытекающие из гражданских правоотношений. К сожалению, на большее не хватает времени. Для сравнения хочется отметить, что судьи рассматривают в год от 500 до 700 дел, что является очень большой нагрузкой.

Будущее - за электронным правосудием

- Можно ли в наш век высоких технологий оперативно получать информацию о решениях Арбитражного суда УР - например, в Интернете? Как вы считаете, каковы перспективы внедрения в России системы электронного документооборота в арбитраже, уже принятого в ряде стран мира?

- Раньше об этом трудно было даже мечтать, но с 2008 года в системе арбитражных судов уже существует система БРАС (банк решений арбитражных судов), которая позволяет ознакомиться с решением по делу практически в режиме реального времени. Спустя всего два часа после изготовления решения в окончательном виде и внесения его в систему ПК САД (программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство») оно появляется на сайте Высшего арбитражного суда РФ (www.arbitr.ru) и на сайте Арбитражного суда УР (udmurtiya.arbitr.ru), где его можно найти по номеру дела. Кроме того, на сайте суда есть раздел, где в режиме свободного доступа можно ознакомиться с графиком рассмотрения и отложения дел. Эта же информация содержится в информационных киосках, расположенных при входе в помещение арбитражного суда, и любой посетитель по номеру дела может посмотреть, на какой стадии рассмотрения оно находится.

Высшим арбитражным судом РФ предпринимаются существенные шаги к созданию системы электронного правосудия. Закупается необходимая техника, в ряде судов проводятся эксперименты. Возможность обратиться в суд, представить доказательства и возражения в электронном виде - это не фантазии, а реальная перспектива. Все это позволит как сэкономить время и средства участникам процесса судопроизводства, так и сократит расходы государства. Приходит на память, что при проведении судебной процедуры банкротства одного из хлебозаводов Ижевска представленные суду документы были сформированы в дело, состоящее из 980 томов. Хочется надеяться, что в скором времени эти тонны бумаги уйдут в прошлое.

Сервис временно не доступен